Геймификация позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и простым. С ее помощью можно объяснить сложные вещи и привнести в процесс обучение новшества, которые точно всем придутся по вкусу.
Читайте, как геймификация применяется в образовании, в том числе и в обучении персонала, какие методы и формы учебы может выбрать работодатель, как оценить ее итог.
Игрофикация: что это?
Геймификация (игрофикация) – это применение элементов игры к ситуациям, в которых их нет, например, в образовании или продажах. Цель геймификации – это повышение мотивации и вовлеченности учащихся, а также работа над их результатом в целом. Раньше геймификацию использовали только в обучении детей, однако сегодня она стала популярной при обучении сотрудников, а также на различных курсах и программах переподготовки. Такая техника обучения очень эффективна и уже только поэтому стоит ее внедрить.
Совет эксперта: обязательно различайте понятия геймификации и игрового подхода. Первый – это задействование игр в обычной рутине, а второе – обучение в рамках игры.
Идеи геймификации возникли давно, однако она стала набирать популярность только сейчас. Классический метод кнута и пряника больше не эффективен, а обучение в формате игры наоборот показывает результаты.
Таким образом, геймификация сегодня буквально на слуху. Еще ее называют игрофикацией или gamification. При этом, этот процесс подразумевает не только использование готовых игровых решений, но и создание собственных. В игру можно превратить как часть обучения, так и его полностью. Яркий пример геймификации – это баллы на образовательных платформах, которые можно заработать за правильные ответы в тестах, а затем на что-либо обменять. Также на основании баллов строится рейтинг, а обычная людская конкуренция заставляет вовлекаться в процесс игры.
Игры нравятся всем людям вне зависимости от возраста, именно поэтому их используют в школах, ВУЗах, а затем на работе, а также в онлайн-образовании.
Эффективность игрофикации объяснить просто: она использует естественные склонности человека к лидерству. Когда мы наблюдаем за соревнованием, то практически всегда хотим в него вовлечься.
Игрофикация и гормоны
Геймификация заставляет мозг человека вырабатывать определенные гормоны, из-за которых он еще больше вовлекается в процесс. Это такие гормоны, как:
- Дофамин, т. е. гормон достижений;
- Эндорфин или гормон радости;
- Серотонин – гормон социального статуса;
- Окситоцин – гормон любви и социальных связей.
Таким образом, геймификация буквально влияет на человека изнутри, позволяя ему подкрепить собственную мотивацию и стимулы реакциями организма на процесс игры.
Принципы геймификации
Рассмотрим принципы, на которых строится игрофикация:
- Автономность. Как правило, в газифицированном обучение все шаги зависят от выбора ученика. Таким образом, каждый чувствует свою значимость и ответственность за результат.
- Ценность. При работе с геймификацией обучения стоит помнить о том, что это все равно не будет игрой. Основная цель обучения – нести ценность, а не развлекать, поэтому наполните его знаниями.
- Повышение компетенции. Любой учебный курс разбивается на блоки: от более простого к более сложному. Чем лучше человек справляется с простыми задачами, тем охотнее берется за сложные.
- Возможность потерпеть неудачу. В геймифицированном образовании у человека должен присутствовать риск потерпеть крах. Он, в свою очередь, служит дополнительной мотивацией достичь успеха. Однако любая неудача не должна приводить к разочарованию.
Совет эксперта: при геймификации обучения важно быстро давать обратную связь, оптимизировать процесс игры, а также сделать представление прогресса более наглядным. Все это поможет породить азарт к выигрышу и заинтересовать человека в результате.
- Мотивация. Еще один принцип геймификации учебного процесса – это мотивация. Она нужна для того, чтобы человек прошел обучение до конца. Также важно поставить перед ним конкретну. цель, чтобы он двигался вперед.
- Статус. “Игрокам” важно понимать, что есть уровни обучения, что они могут занять призовое место и т. д. На самом деле, это самый важный принцип геймификации. Это принцип нашел применение и в других областях, например, в маркетинге при переводе клиента из бронзового статуса в серебряный и т. д.
- Вознаграждение. За успешное прохождение “игры” должно быть вознаграждение. Если вы используете геймификацию для обучения персонала, то призом может стать денежное вознаграждение, грамота или любой другой приятный бонус.
Самое важное в геймификации – это упрощение всех процессов обучения и увеличение удовольствия от их выполнения. Геймификацию можно освоить каждый, ее легко использовать и внедрят.
Преимущества и недостатки игрофикации образования
Внедрение элементов игры в образовательный процесс, как правило, имеет следующие преимущества:
- Побуждение персонала к творчеству;
- Большая мотивация;
- Лучшее закрепление приобретенных навыков;
- Развитие навыка кооперации;
- Опыт командной работы.
Игрофикация делает учебу более комфортной и понятной. К игре открыты все, здесь есть менторский дух и нет многими нелюбимого взаимодействия “учитель – ученик”. При этом, практически всегда участники могут сами распределить себе роли.
К минусам игрофикации образования стоит отнести более высокие затраты на организацию, а также большую вероятность того, что обучение будет неэффективным из-за допущенных в ходе подготовки ошибок.
Совет эксперта: никогда не создавайте игру ради игры, иначе обучение потеряет свою ценность, при этом персонал будет разобщен из-за слишком большой конкуренции.
Подходы к геймификации
К геймификации есть несколько подходов, каждый из которых имеет собственный эффект на обучающихся. Поэтому не стоит копировать геймификацию из других проектов, а нужно адаптировать ее под собственный контент и аудиторию. А чтобы это сделать нужно различать подходы и понимать какой именно нужен вам.
Рассмотрим два основных подхода: структурный и содержательный. Структурный подход – это наложение игры на уже существующий образовательный контент, при этом, он не меняется. Например, можно добавить баллы за выполнение заданий, выдавать бейджики, вести таблицы лучших учащихся, поощрять их призами и т. д. Плюс такого подхода в повышении мотивации персонала и результативности обучения, однако он может вызвать стресс и конкуренцию. Последние нежелательны, поэтому при использовании структурного подхода обязательно следите, что сотрудники не стрессовали от игровых нововведений.
Содержательный подход – это такие изменения в образовательном контенте, которые позволяют ему стать более игровым в целом. Например, в него добавляется сюжет, персонажей и т. д.., чтобы он больше соответствовал игровым принципам. Например, можно создать сюжет, в котором каждый из учащихся будет героем, выполняющим определенную миссию. Этот подход повышает интерес и вовлеченность студентов, однако может отвлекать от процесса обучения, из-за чего усваиваемость материала будет хуже.
Где брать идеи для геймификации
Самое простое, что вы можете сделать – это изучить проекты, в которых геймификация была внедрена успешно. Не стоит изобретать велосипед и пытаться придумать что-то свое. Достаточно найти удачный пример и адаптировать ее под собственные нужды. Примеров геймификации в сфере образования много сегодня каждый второй курс создается с использованием игровых элементов. Приведем некоторых из них:
- Онлайн-платформы для игрофикации процесса обучения. Как правило, они позволяют создавать команды, распределять роли, следить за прогрессом учащихся и т. д. Яркий пример – Classcraft.
- Приложения для изучения языков. Из таких утилит можно почерпнуть идеи при структурном подходе к геймификации. Например, в том же Duolingo используются уровни, очки, подсказки, бейджики, таблицы лидеров, обратная связь учащихся и т. д. Все это можно адаптировать для очередного курса, который будет проходить в вашей компании.
Совет эксперта: геймификация образовательного процесса – это отличный способ сделать учебу более результативной. Однако чтобы она работала нужно учесть разные факторы, например, различные личности игроков, то как устроена игра, используемый подход к игрофикации и т. д. Важно создавать гармоничное сочетание образовательного процесса и игры, чтобы с одной стороны обучающиеся получали новые навыки, а с другой имели удовольствие от процесса.
Классический сюжет обучения
В идеале геймификация должна пронизывать не только само обучение в компании, но и бизнес в целом. Один из главных ее инструментов – это работа с сюжетом, когда победа достигается за счет самих игроков, т. е. учащихся, и не находится в каких-либо рамках, например, в рамках личных стараний.
Если вы будете внедрять сюжетные линии в обучение, то обязательно используйте принцип классический сценарной структуры, а именно:
- Начало игры. На этом этапе важно показать цели и задачи, а также распределить роли, если они есть.
- Поворотная точка или сюжетный узел. После того, как первые несколько заданий выполнены, необходимо внести дополнения в сюжет таким образом, чтобы героям стало интереснее играть.
- Второй акт или завязка. Необходимо сделать процесс обучения еще насыщеннее, внедрять новые препятствия на пути к главной цели.
- Вторая поворотная точка. Здесь важно накалить конфликт (сюжет) до максимума.
- Завершение истории. Последние задания (возможно самые важные и сложные).
Как правило, в конце даются ответы на все вопросы учащихся. Мировые психологи признают эту структуру достаточно жизнеспособной. Во время игрового процесса важно постоянно поддерживать интерес учащихся, вводя новые данные, давая сложные задания и меняя сам сюжет игры так, чтобы она становилась более витиевато й.
Награды: личные и групповые
Награды – лучший способ мотивации персонала. Они могут быть групповыми или личными. Для получения первых важна слаженная и эффективная работа всей группы. Например, в случае если какая-то команда первая выполнила сложное задание, то ей полагается вознаграждение. Личные награды, как правило, присваиваются за индивидуальные достижения в ходе обучения.
Помните о том, что если какой-то человек постоянно проигрывает, то может развиться буллинг, т. е. другие учащиеся могут начать относиться к нему с негативом. Поэтому очень важно следить за атмосферой в компании в целом, а также за обстановкой в процессе обучения.
Как внедрить геймификацию в бизнес
Геймификацию можно внедрить в любую сферу, в которой проходит обучение, т. е. в том числе и в бизнес. Скучные семинары и лекции можно значительно разнообразить, если внедрить игрофикацию. На самом деле, геймификацию можно использовать не только для обучения, но и для улучшения качества работы в принципе.
Например, можно сделать настоящий квест из плана по продажам, а лучшим сотрудникам присваивать награду. Это повысит их мотивацию и интерес к работе в целом.
Дополнительный плюс игр в том, что проиграть не страшно, ведь всегда можно начать сначала. При геймификации бизнес-процессов у сотрудников могут складываться ощущение меньшего напряжения за счет того, что будет выделяться больше гормона счастья.
Совет эксперта: геймификация обучения сегодня практически везде. Так, например, в Америке крупные корпорации создают таблицы лидеров на основании очков за различные достижения, например, продажи. При этом, сотрудники компании могут отдать свой голос за другого человека. В России геймификация получает также все больший отклик. Так, например, ее активно внедряет Сбербанк, вводя не только личный рейтинг сотрудников, но и рейтинг команд, таким образом поощряя работу в группах.
Как избежать ошибок
Чтобы избежать ошибок нужно знать основные из них. Рассмотрим какие ошибки чаще всего допускают в геймификации образования:
- Слишком много наград. Для награды всегда должен быть повод, иначе достижения не будут иметь ценности.
- Слишком много игры. Главная цель любого обучения – это знания и навыки, а процесс игры вторичен.
- Игра ради игры. Игра должна быть исключительно внешней мотивацией, поэтому будет здорово поработать с внутренней мотивацией персонала.
- Сложные правила. Правила игры должны быть простыми и однозначными.
Заключение
- Геймификация – хороший способ вовлечения сотрудников в обучение. Он актуален для любых компаний и сфер деятельности.
- Руководители могут добавлять игрофикацию в те направления, где нужно получить лучшие результаты, а не только в процесс обучения персонала.